Центр скорочтения и
развития памяти

г. Одесса, ул. Жуковского, д. 6

(063) 357-15-62 (067) 464-22-69

(066) 737-37-99 (048) 770-42-02

Следите за нами в соц сетях:

  • Вконтакте
  • Facebook
  • Youtube
  • Instagram

Записаться на

БЕСПЛАТНЫЙ
МАСТЕР-КЛАСС

Увлекательные
занятия в игровой форме
Уникальные развивающие
программы для любого
возраста
Группы от 3 до 8 человек,
персональные и
дистанционные занятия

Реформа образования 2016

“В школах отменили тестирование скорости чтения, так что теперь никому ваши курсы скорочтения не нужны будут, — все чаще слышу от доброжелателей.

Хочу их обрадовать: реформа образования 2016 на наших курсах никак не скажется, а вот на школьниках…И хорошо это или плохо очень спорный вопрос именно с точки зрения влияния на учеников(я сейчас не говорю о реформе в целом. Все мы знаем несовершенство нашей системы образования и то, что с этим давно пора что-то делать. Лёд тронулся и это отлично!)

И вообще интересно чему, собственно, люди радуются? Индульгенции на безграмотность?



Давайте рассмотрим “за” и “против” тестирования скорости чтения или его отмены.

Я вам со своей колокольни скажу — если до реформы(когда тестировали скорость) родители еще задумывались, что что-то не так и что-то надо с этим делать(когда на очередном собрании говорили, что их ребенок не дотягивает до нормы), то теперь можно одеть розовые очки и считать что все хорошо? (я сейчас не говорю про тех, у кого, действительно, все хорошо. Вероятно, не всем нужно скорочтение. Но к сожалению, таких у которых не то, что норма, там такое вопиющее отставание, что хочется навалять родителям, куда же раньше смотрели???) Вот потом и получается, что ребенок в 10 лет мало того, что читает 20 слов в минуту, так из-за такой скорости и понять-то ничего не может. Ну вот представьте, вы когда по слогам читаете, легко ли слепить и понять о чем речь???(про 20 слов в минуту в 10 лет без понимания не шучу) И, к сожалению, таких сейчас очень много. Я вам больше скажу, ни до какого скорочтения на курсах скорочтения с некоторыми вообще дело не доходит(мы поэтому ввели обязательное тестирование и разные уровни, просто нельзя всех по одной методике гнать, некоторым до скорочтения еще много работы надо проделать). Дай Бог технику чтения поставить и научить просто читать и понимать, так все запущено…

 И в очередной раз хочу провести ликбез относительно скорочтения. Не знаю, как на других курсах, но в нашем центре, основываясь на моем 10тилетнем опыте, мы опираемся не только и не столько на скорость, сколько на комплексный подход. В который раз повторяю, скорость без понимания никому не нужна!

Бывало, в погоне за школьными нормативами, к нам попадали дети, которые и в 13 лет при нормальной скорости вообще 2х слов связать не могли, потому что не понимали и не запоминали то, что 1 минуту назад прочли…

Вот здесь минус, на мой взгляд, огромный минус, старой системы: нормативы ставили, а вот про то, что хотя бы пересказ спросить, вот об этом забыли(я уже молчу о том, что вообще надо научить рассуждать, анализировать, мыслить, выделять главное,  суть видеть)…Очень многие дети поначалу очень возмущались, что наш инструктор просит пересказать или ответить на вопросы. Так и говорили; “А нас учительница не спрашивает”. Представьте, не спрашивает раз, другой, год, другой, третий ,четвертый… Так у ребенка вырабатывается привычка механического чтения. А отсюда другие многие беды. Та же нелюбовь к чтению(я уже молчу про собственно умение мыслить). Ну вот представьте себе, вас каждый день заставляют читать, вы делаете действие(поверьте, просто физически очень тяжелое для плохо читающего), а зачем вы его делаете — непонятно — вы же не понимаете, о чем в книге идет речь(чтоб вам совсем ясно стало, представьте, что вас кто-то каждый день заставляет читать на языке народа Бамилеке). Вот как тут не появится отвращению? Делать надо, а смысла в этом нет…

Отменили нормативы скорости — хорошо, так давайте пересказ хотя бы введем, вопросы к тексту, умение анализировать, связно говорить и т.д. Отвергая — предлагай! А теперь что? Никто не проверяет и хорошо? Прейдет себе потом в старшую школу и что, мама за нее/него читать будет???(тоже случай был, девочка в 6м классе, мама уроки ей читает, она слушает и только так понимает, потому что при своем чтении ничего не воспринимает).

А в старшей школе объемы информации не три-пять строк, как в первом, и предметов побольше и посерьезней, иногда по 5 параграфов на один предмет читать надо. Именно поэтому до 4 класса у детей проверяли скорость, это как показатель того, справится ли ребенок с объемами информации в старших классах. Другое дело, что, как всегда у нас, эта система была тоже не совершенна и многие и сейчас почему-то воспринимают, что скорочтение это только про скорость. Может в школе это только про скорость(по моему опыту, к сожалению, в большинстве случаев). Но, по крайней мере, у нас, это про восприятие, понимание, запоминание, умение мыслить.

Поэтому, все очень неоднозначно, может стоило не отменять нормативы как таковые, а собственно, подход к этому изменить? До сих пор, помню ощущения внутреннего страха, когда при тестировании включали секундомер. И сейчас многие дети, если сказать, что будем читать на скорость зажимаются, начинают путаться и переживать. Настоятельно прошу родителей не проверять скорость, особенно, когда у ребенка есть сложности с техникой(путает буквы, слоги, придумывает окончания…). Некоторых на первых занятиях вообще просим замедлятся, они так привыкли гнать(нормы же), что просто глотают буквы, не дочитывают окончаний. Читать не научили, а скорость подавай. Как??? Как с первого класса сразу прыгнуть в 10й??? Скорость можно давать с момента, когда ребенок нормально читает без ошибок и коверканья.

Что-то опять отвлеклась в примерах)) В общем про нормативы я. Или отменить норматив, но поставить обязательным умение пересказать. Хотя, на мой взгляд, итак понятно: прочитал- перескажи, проанализируй. Почему же у нас в школах этого нет?(в большинстве своем).

Минобразования упростило школьную программу для младших классов, пытаясь исправить недостатки обучения. Будем надеяться, что идут в нужном направлении. Хорошо, что лед тронулся и дай Бог, чтобы эти нововведения были, действительно, упрощением для детей и родителей. И самое главное, дорогие родители, нужно помнить, что самый большой спрос за своего ребенка вы несете перед самим собой, поэтому руку на пульсе держать именно вам…

Ссылка на сайт «Центр интеллектуального развития ОРФЕЙ» при перепечатке статьи обязательна!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *